На рынке туристских услуг выделяют туроператоров (фирмы, осуществляющие деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта), турагентов (фирмы, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта) и экскурсионные бюро.
Объем и характер должностных обязанностей и полномочий менеджеров по туризму различается в зависимости от того, в какой фирме они работают.
Основными направлениями деятельности работников турагентства являются: предоставление информации клиентам; работа с клиентами; бронирование и оформление билетов; продажа тура, маркетинг и реклама; работа с туроператорами; выполнение административных функций. Персонал турагентства составляют:
Первый квалификационный уровень | Второй квалификационный уровень | Третий квалификационный уровень |
---|---|---|
Агент по бронированию | Менеджер по направлению | Директор/начальника отдела турагентства по: |
Агент по продажам | Менеджер по бронированию и продажам | |
Агент по выездному туризму | - маркетингу и продажам | |
Агент по въездному и внутреннему туризму | Менеджер по работе с клиентами | - турпродуктам |
Менеджер по связям с общественностью | - связям с общественностью | |
Ассистент по формированию тургрупп | - работе с клиентами | |
Менеджер по кадрам | - кадрам | |
Референт | Руководитель тургруппы | - информационным технологиям |
Секретарь | Бухгалтер | - финансам |
Кассир | ||
Стажер | ||
Курьер |
Основной задачей персонала экскурсионного бюро является предоставление клиентам услуг экскурсовода (гида) в масштабах города, региона, страны. Ее реализует следующий персонал:
Первый квалификационный уровень | Второй квалификационный уровень | Третий квалификационный уровень |
---|---|---|
Агент по приему заказов | Переводчик | Начальник/начальник отдела экскурсионного бюро по: |
Секретарь | Гид-переводчик | |
Стажер | Экскурсовод | - маркетингу и рекламе |
Кассир | Организатор экскурсий | - продажам |
Курьер | Агент по рекламе и продажам | - работе с клиентами |
Агент по работе с клиентами | - организационным вопросам | |
Администратор | ||
Бухгалтер |
Задачами персонала туроператора являются: планирование и составление программы туров; расчет стоимости туров; бронирование и продажа билетов; бронирование мест в гостиницах; составление программ экскурсионных и других дополнительных услуг; инструктаж гидов и водителей; оформление туристской документации; визовое обеспечение; маркетинг и реклама; взаимодействие с турагентствами и другими организациями; прямая продажа турпакетов; заключение агентских и иных договоров; выполнение административных функций. Деятельность туроператора обеспечивают следующие работники:
Первый квалификационный уровень | Второй квалификационный уровень | Третий квалификационный уровень |
---|---|---|
Оператор по бронированию | Менеджер по направлению | Директор/Начальник отдела туроператора по: |
Оператор по продажам | Менеджер по бронированию и продажам | |
Оператор по выездному туризму | - маркетингу; | |
Оператор по въездному и внутреннему туризму | Менеджер по работе с клиентами | - бронированию и продажам; |
Менеджер по связям с общественностью | - турпродуктам; | |
Сопровождающий | - связям с общественностью; | |
Референт | Менеджер по визовому обеспечению | - работе с клиентами; |
Секретарь | - кадрам; | |
Кассир | Менеджер по кадрам | - информационным технологиям; |
Стажер | Юрист | - финансам |
Курьер | Бухгалтер |
В штатных расписаниях большинства туристских организаций нет разделения на менеджеров и начальников подразделений. Обусловлено это тем, что, присваивая должности наименование «менеджер», руководство организации исходит из действующей должностной структуры, согласно которой менеджерами высшего и среднего уровня можно считать всех руководителей, директоров предприятий и организаций, других линейных руководителей, начальников структурных подразделений. Приводимые в настоящем разделе образцы должностных инструкций разработаны на средний уровень менеджеров: менеджера по продаже турпродуктов в турагентстве; менеджера по турпродуктам в турагентстве; менеджера по формированию турпродукта в туроператоре. Если на менеджера возлагается руководство подчиненными работниками по определенному направлению, то ему, как правило, присваивается наименование «главный» или «ведущий».
Примерные должностные инструкции менеджеров могут быть преобразованы в должностные инструкции начальников подразделений туристских организаций путем внесения в них пунктов, устанавливающих обязанности по руководству подчиненными работниками, планированию деятельности подразделений и иными положениями, установленными для работников третьего квалификационного уровня, квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к основным должностям работников туристской индустрии.
Деятельность туристских организаций основывается не только на менеджерах различного уровня, но и на других специалистах. Так, руководители туристских групп, организаторы путешествий и экскурсий, экскурсоводы являются тем персоналом турфирм, который непосредственно предоставляет туристам пакет услуг или координирует его исполнение сторонними организациями.
В зависимости от характера путешествий различают два типа руководителей тургрупп. Первый характерен для выездных путешествий, которые основываются на всех институтах туристической индустрии — гостиницах, оздоровительных комплексах. Задачей руководителей тургрупп при организации таких путешествий является координация работы перевозчиков, гостиниц, экскурсионных бюро и т.д.
Второй тип руководителя тургрупп необходим в путешествиях, осуществляемых активными способами передвижения и нацеленных на активный отдых, оздоровление, тренировки, повышение физической подготовки на природе. Для проведения пеших и конных походов, освоения альпинистских и горнолыжных маршрутов необходимы специалисты-организаторы. Зачастую их называют руководителями и организаторами путешествий. В их задачи входит: предоставление туристам информации о маршрутах, планирование маршрутов, непосредственное участие в путешествиях, обеспечение путешественников жильем или координация их действий по обеспечению жильем (разбивка бивуаков, палаток, пр.), решение вопросов питания и др. Организаторы путешествий или руководители тургрупп, занимающиеся активным отдыхом, должны иметь достаточный опыт, хорошее знание местности, владеть основами жизнеобеспечения людей в природных условиях, пр.
Введение в штат должностей «менеджер по туризму» и «агент по туризму» характерно для небольших туристких компаний, которые стараются минимизировать свой штат и универсализировать функциональные обязанности своего персонала.
ИНСТРУКЦИЯ АГЕНТА ПО ТУРИЗМУ
1. Общие положения
1. Агент по туризму относится к категории технических исполнителей.
2. На должность агента по туризму назначается лицо, имеющее высшее; среднее
профессиональное образование, дополнительную подготовку по туристской
деятельности.
3. Агент по туризму должен знать:
3.1. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», иные нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление туристской деятельности.
3.2. Географию стран мира.
3.3. Порядок оформления договоров и заключения контрактов по реализации туров.
3.4. Правила бронирования билетов и услуг.
3.5. Схемы работы с отелями, гостиницами, компаниями-перевозчиками (авиа, железнодорожными, автобусными, круизными и др.), иными организациями.
3.6. Основы туристского права.
3.7. Иностранный язык.
3.8. Правила оформления туристской документации (туристических путевок, ваучеров, страховых полисов и др.).
3.9. Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.
3.10. Методики составления отчетности.
4. Назначение на должность агента по туризму и освобождение от должности производится приказом руководителя организации.
5. Агент по туризму подчиняется непосредственно менеджеру по туризму; иному должностному лицу.
2. Должностные обязанности
Агент по туризму:
1. Предлагает клиенту имеющийся выбор вариантов проведения отдыха, дает рекомендации и советы по выбору мест отдыха, консультирует клиента об особенностях социально-демографических и природно-климатических условий места отдыха.
2. Проводит мини-рекламу выбранного места, описывает его достоинства и преимущества.
3. Предоставляет путеводители, карты, схемы, планы местности.
4. Заключает договор на оказание туристских услуг.
5. Организует взаимодействие с транспортными предприятиями, гостиницами и турагентствами.
6. Дает необходимые рекомендации по соблюдению правил безопасности в стране (регионе) пребывания.
7. Оформляет необходимые туристические документы.
3. Права
Агент по туризму имеет право:
1. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3. Требовать от руководства обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
4. Ответственность
Агент по туризму несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба организации — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.