Совсем скоро всех нас накроет приятная новогодняя суета. Но не спешите расслабляться, – кризис продолжает свое черное дело, поэтому в наступающем году многим специалистам грозит увольнение. Не хотите уже сегодня подстелить соломки?
«Спокойствие, только спокойствие!», – этот известный лозунг вполне может стать девизом наступающего 2015 года, который эксперты называют кризисным, но призывают не впадать в панику. Самые крупные неурядицы экономики остались позади – в 2008-2009 годах, считают они. Тем не менее, период стагнации, который специалисты прогнозируют на ближайшие годы, заставит многие компании замораживать проекты, «затягивать пояса» и занимать выжидательную позицию. Повальных увольнений уже не предвидится, но в 2015 году руководители будут особенно тщательно оценивать эффективность сотрудников и избавляться от тех, чьего ухода в компании не заметят.
Каким категориям специалистов в 2015 году грозит увольнение?
Административный персонал, обслуживающий средний и эконом-сегменты
Административные специалисты, не оказывающие прямого влияния на показатели бизнеса, в 2015 году первыми попадают в группу риска, уверена операционный директор Wyser Russia Ольга Овчинникова. По словам эксперта, 2015 год не будет годом интенсивного роста на рынке труда.
«Как и всегда в такие периоды, большинство компаний борется, прежде всего, за свою эффективность. В организациях, где борьба за эффективность будет включать в себя так называемую оптимизацию персонала, расставаться будут, скорее всего, с сотрудниками тех функций, сокращение которых будет сопряжено с наименьшим риском для бизнеса, а также с теми, кто влияет на бизнес непрямым образом, – рассказывает Ольга Овчинникова. – Административный персонал как раз относится к такой категории. И количество людей, которые оказывают административную поддержку, в таких ситуациях часто подлежит сокращению в первую очередь. Что касается персонала, занятого в продажах, то в такие периоды работодатели стремятся избавиться от наименее эффективных специалистов по продажам».
Говоря о возможности увольнения представителей креативного класса, Ольга Овчинникова отмечает, что ведущим специалистам этой области, работающим в сегменте рынка товаров роскоши и услуг класса «люкс», ничего не грозит. «Однако те из них, кто специализируется на экономичном и среднем сегментах, смогут пострадать от сокращения», – говорит Овчинникова.
Специалисты банковской сферы
Что ждет специалистов этой отрасли в 2015 году? Ничего хорошего, уверен директор департамента «Банки и инвестиции» компании Cornerstone Дмитрий Шерстнев. По его словам, банковская отрасль перестала быть стабильной для карьерного и финансового роста, часть персонала выражает заинтересованность к переходам в более стабильные отрасли, где так сильно «не трясет». «Те же, кто не готов круто менять область деятельности, дабы не выпасть из «банковского мира», вынуждены идти на компромисс: рассматривают предложения без увеличения уровня компенсации, заранее настраиваясь на отсутствие бонусов в ближайшее время. В инвестиционных банках я вижу возможные сокращения специалистов уровня Associate/VP. Работодателю будет выгоднее расстаться с «лишними людьми», выплатив все компенсации, и сохранить персонал более низкого уровня, эффективных исполнителей, работающих, что называется, руками».
Специалисты по рекламе, маркетингу, PR, сотрудники пресс-служб
О том, что высокому риску попасть под нож в 2015 году подвержены представители креативного класса, рассказала и менеджер по персоналу департамента «Офисный подбор аутсорсинговой компании «СТС Групп» Кристина Косинова. Именно эти люди – движущая сила развития современного общества. Их деятельность неразрывно связана с творчеством. Представители креативного класса зарабатывают деньги, создавая и принося нечто новое, и делают это на гибких условиях.
«Это в первую очередь представители следующих отраслей: информационные технологии, инженерия, наука, образование, искусство, СМИ. С каждым годом численность участников данного класса возрастает, в некоторых отраслях наблюдается перенасыщение такими кадрами. Вероятно, этот процесс связан с популяризацией определенных профессий и большим потоком студентов, поступающих на соответствующие факультеты в вузы. Самые популярные среди таких специализаций – реклама, маркетинг, PR, СМИ», – рассказывает Кристина Косинова.
Практически в каждой организации, независимо от направления и масштаба деятельности, есть один или несколько сотрудников, задачи которых связаны с позиционированием компании на рынке. «И если раньше в компаниях одновременно существовали отделы рекламы, PR и маркетинга, то сегодня намечается тенденция содержания в штате универсального сотрудника, на которого возложены функциональные обязанности сразу нескольких специалистов. Этот процесс оптимизирует численность персонала на предприятии, снижает расходы на содержание сотрудников, деятельность которых не приносит положительного результата», – подытоживает эксперт.
Сотрудники девелоперских компаний
Во времена экономической нестаильности и стагнации девелоперские компании «затягивают пояса» и стремятся снизить расходы. Это общий тренд, рассказывает руководитель группы подбора персонала кадрового агентства «Юнити» Георгий Самойлович. Поэтому в 2015 году под сокращения могут попасть специалисты, занимающиеся непосредственно строительством на стороне заказчика, – руководители проектов, ГИПы, ГАПы, инженеры технадзора и так далее. «Если у компании не намечаются новые объекты строительства, то и держать постоянно в штате тех, кто их строит, нет никакого смысла. Тем более, что людей всегда можно взять на проект или подключить субподрядную организацию. Также под сокращение могут попасть сотрудники излишне «раздутых» в хорошие времена департаментов или те, на средние результаты которых раньше можно было закрыть глаза, поскольку денег у компании и так было много», – говорит Георгий Самойлович.
По словам специалиста, такое положение дел напрямую связано с общей ситуацией в экономике: «Девелоперы боятся начинать серьезные и амбициозные проекты, так как не могут просчитать перспективу их окупаемости на длительный срок. Наилучшая картина наблюдается в сфере продаж жилой недвижимости, но это связано с желанием населения хоть как-то сохранить свои накопления, поскольку квартира – лучшая инвестиция в условиях нестабильности. Остальные сегменты демонстрируют в лучшем случае стагнацию, в худшем – сильное падение, как, например, рынок офисной недвижимости класса «А».
Кроме того, привлечение кредитов из банков или фондов стало более затратным, банки повышают ставки по кредитам и усложняют условия их выдачи. Причем это относится как к кредитам на строительство, так и к кредитам на ипотеку. А дешевые и доступные деньги - один из ключевых факторов роста всего рынка. При этом Георгий Самойлович отмечает, – несмотря на печальные тенденции, рынок вряд ли в ближайшее время достигнет своего «дна». «Крупнейшие строительные и девелоперские холдинги спокойно воспринимают нынешнее положение дел. Резкое снижение спроса не делают девелоперский бизнес совсем уж убыточным – несмотря на весь внешний негатив, рентабельность строительных компаний-лидеров рынка за последние три года не падала ниже 20%, что является очень хорошим показателем. Конечно, это не 40% и выше, как нам демонстрируют крупные компании сегмента IT/Telecom, но и не 5-10 %, как у ритейлеров вроде X5, «Магнит» или «М-видео». А это значит, что новые проекты будут появляться, хоть и не в таком количестве, как раньше», – обнадеживает эксперт.
Менеджеры среднего звена и сотрудники HR-департаментов
Незавидные перспективы рядовым сотрудникам и менеджерам среднего звена в наступающем году рисует генеральный директор группы компаний «Омега-Стафф» Игорь Мешков: «В 2015 году придется сокращать персонал, большинство бизнес-процессов будут автоматизированы. В больше степени это коснется менеджеров среднего звена и рядовых сотрудников. Об увольнениях в руководящей среде будут говорить индивидуально и, скорее, многим придется перепрофилироваться».
Кризис 2008-2009 годов показал, что в трудные времена больше всего страдают сотрудники банков, страховых, консалтинговых компаний, в меньшей степени –строительные компании. В первую очередь под сокращения тогда попал административный персонал, маркетологи и кадровики, это всегда связано с оптимизацией расходов компании, при этом в резерв, замораживая бюджеты на продвижение и набор персонала.
Игорь Мешков уверен – не смотря на все отрицательные показатели в 2015 году продолжат свое развитие легкая и тяжелая промышленность, сельское хозяйство и информационные технологии, поэтому потребность как в топ-менеджерах, так и в рядовых специалистах в данных направлениях будет неуклонно расти.
«Менеджер по персоналу почти всегда является правой рукой руководителя. В лучшем случае, когда он дает рекомендации, а руководитель решает, будет ли он их придерживаться. В работу HR-менеджера не входит продумывание финансовых аспектов, он дает информацию и развивает людей. Он вообще занимается исключительно персоналом», – говорит Игорь Мешков.
По словам эксперта кадрового рынка, на современном этапе развития HR-службы назревает реструктуризация. Переизбыток функционала в этой области требует более пристального внимания. Такие функции как подбор персонала, оценка, его обучение и развитие целесообразней переводить на аутсорсинг. При этом существующие компании и кадровые агентства претерпят существенные изменения. «При таких условиях в долгосрочной перспективе коэффициент эффективность выше, а затраты – меньше. В структуре многих компаний появиться новая должность: «помощник руководителя по кадровому администрированию», подразумевающая документальное сопровождение HR-процессов. А кадровый учет, входящий в компетенцию HR-службы, будет полностью автоматизирован. В дополнительных обязанностях вышеуказанного помощника останутся такие функции как адаптация и мотивация. Начисление заработных плат, премий и компенсаций будет полностью передано в функционал бухгалтерии», – ставит точку Игорь Мешков.
По материалам E-xecutive.ru
Источник: http://eduhh.ru