Почти половина российских компаний ввела в практику оценку труда своих сотрудников с помощью KPI-показателей эффективности. Но, как выяснил Исследовательский центр портала Superjob, только каждая четвертая фирма распространила эти критерии на большинство персонала.
В ходе опроса 1000 менеджеров по персоналу и других представителей кадровых служб предприятий и организаций РФ 46% респондентов сказали, что KPI в их компании не используются. 23% работодателей применяют их для некоторых категорий сотрудников, 26% – для большинства работающих. 5% опрошенных затруднились с ответом.
Чем компания больше, тем активнее она применяет научно обоснованные методы оценки труда персонала. 61% фирм численностью менее 50 человек вполне обходятся и без методик KPI, применяют их для большинства персонала лишь 15% небольших компаний. Однако только каждое пятое (22%) предприятие или организация, где трудится от 5000 человек и больше, KPI не использует. Применяют подобные показатели для оценки работы большинства сотрудников 46% крупных работодателей.
Как поясняли респонденты, использующие методику KPI, чаще всего она необходима для оценки труда менеджеров-«продажников». Это позволяет оценить эффективность продаж на единицу потраченного времени, объем по ассортименту, качество выполнения специальных задач и т.д. Методика KPI часто используется для оценки эффективности работы руководителей среднего звена и топ-менеджеров. Среди рядовых специалистов и линейных менеджеров KPI применяется для сотрудников call-центра, отдела закупок и клиентского отдела, маркетологов, IT-специалистов и прочих офисных сотрудников. С помощью KPI производственные компании оценивают эффективность труда рабочих. Нередко данная методика используется для HR-менеджеров и банковских сотрудников.
Каждое четвертое предприятие или организация (26%) использует систему KPI для большинства категорий сотрудников. Где-то даже разработаны специальные внутренние документы о распределении стимулирующей премии в соответствии с критериями эффективности работы, действует система «кругового контроля» среди персонала. В некоторых компаниях используются собственные разработки в этой сфере, которые становятся важным «инструментом стратегического и оперативного управления». По мнению опрошенных, система KPI позволяет автоматизировать рутинные управленческие процедуры и высвободить силы и время для решения более серьезных задач.
Даже те компании, в которых такие критерии оценки работы сотрудников не применяются, признают, что KPI «является высшим пилотажем». В некоторых фирмах эту систему планируют вводить в скором будущем.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 117
Время проведения: 20 марта — 7 апреля 2015 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов
Вопрос:
«В вашей компании используются показатели эффективности работы сотрудников (KPI)?»
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Вариант ответа | Все | Кол-во сотрудников | |||||
до 50 | 50-100 | 100-500 | 500-1000 | 1000-5000 | свыше 5000 | ||
нет, не используются | 46% | 61% | 62% | 50% | 31% | 24% | 22% |
да, используются для некоторых категорий сотрудников | 23% | 16% | 17% | 25% | 32% | 28% | 27% |
да, используются для большинства категорий сотрудников | 26% | 15% | 18% | 21% | 32% | 43% | 46% |
не знаю, затрудняюсь ответить | 5% | 8% | 3% | 4% | 5% | 5% | 5% |
Категории сотрудников, для которых чаще всего используются KPI:
1. Сотрудники отдела продаж, продавцы, менеджеры по продажам, торговые представители
2. Руководители среднего звена
3. Топ-менеджеры
4. Сотрудники call-центра
5. Сотрудники отдела закупок
6. Маркетологи
7. Офисный персонал
8. Сотрудники клиентского отдела
9. IT-специалисты
10. Производственный персонал
11. HR-менеджеры
12. Банковские сотрудники
Некоторые комментарии респондентов:
«Нет, не используются» – 46%
«В нашей компании KPI считается высшим пилотажем!»
«Планируем ввести».
«Но очень бы хотелось разработать такую систему, а самое главное — чтобы руководители поняли её необходимость».
«Планируются».
«Нет осведомленности об этой методике».
«Да, используются для некоторых категорий сотрудников» – 23%
«Для сотрудников продаж: план продаж, объем по ассортименту, ДЗ, специальные задачи».
«Для торгового персонала».
«Для логистов – сроки доставки и "оптимальный склад" по группам товара».
«Эффективность продаж на единицу потраченного времени. Эффективность рекрутинга персонала на единицу потраченных инвестиций».
«Для руководителей отделов».
«Это не называется прямо-таки KPI, но формализует основания для расчета премий».
«Розничная сеть».
«Да, используются для большинства категорий сотрудников» – 26%
«В виде коэффициента трудового участия».
«Для разных категорий сотрудников – разные. Для продающих подразделений — по продажам разных продуктов, для поддерживающих – по количеству и качеству выполнения поставленных задач».
«Разработано Положение о распределении стимулирующей премии в соответствии с критериями эффективности работы».
«Все должностные обязанности расписаны конкретно, и каждая обязанность составляет какой-то процент от 100%. К ним идет привязка премии. Рассчитывается ежемесячно. Круговой контроль осуществляют сотрудники, каждый контролирует другого».
«Используем собственную разработку «Управление по целям и KPI» – инструмент стратегического и оперативного управления, оценки результативности деятельности компании, подразделений, сотрудников. Внедрение технологии «Управления по целям» на предприятии с использованием автоматизированной системы позволяет повысить эффективность и управляемость компании, автоматизировать рутинные управленческие процедуры, освободив время управленческого звена на более значимые задачи».
«KPI выплачивается по результатам работы за месяц, в каждом отделе разная мотивация, как и сумма KPI».
«Для всех вакансий без исключения».
«Используется для всех сотрудников».
«У каждого сотрудника есть матрица расчета КПД со своими определенными целевыми показателями в системе 1С».
10.04.2015
Источник: http://www.superjob.ru