В западной практике их называют фоллоуапами (от follow-up — последовательный план): это письма с итогами встречи, которые напоминают о взятых обязательствах и принятых решениях. Партнеры по бизнесу, коллеги внутри одной компании, инвесторы, менеджеры по продажам — все делают это: составляют итоговое письмо, которое рассылается каждому участнику. Оно может помочь и при поиске работы.
Такое письмо вряд ли пригодится на массовых позициях, где работодатели отсматривают много кандидатов и любое сообщение просто теряется в потоке почты. Но в международных компаниях и в любой ситуации, где нужно продемонстрировать знание делового этикета, мотивационное или фоллоуап-письмо точно не будет лишним.
Обычно оно состоит из трех частей:
— стандартной благодарности за возможность пообщаться, узнать больше о компании и увидеть ее работу;
— мотивационной части — пары предложений о том, что соискатель заинтересован в этой позиции;
— вопроса или дополнительной информации, ради которой было написано письмо.
Чем проще и короче первые две части, тем лучше, иначе письмо будет похоже на попытку разжалобить работодателя или на грубую лесть.
Чтобы этого избежать, переходите сразу к делу. Есть три веские причины отправить письмо после собеседования.
1. Забыли что-то важное из опыта
У французов есть присказка про «лестничный ум»: хороший ответ приходит в голову, когда разговор уже закончен, ты вышел из помещения и идешь по лестнице. Эта ситуация многим знакома: на волнительном собеседовании легко запутаться в собственных мыслях и что-то забыть.
Расскажите о забытом в нескольких простых предложениях: «Во время интервью я не упомянул опыт, который кажется мне важным: в 2015 году я занимался проектом в этой же сфере, но на стороне агентства. Детали есть у меня в резюме. Прикладываю к письму презентацию проекта: в ней рассказано, как мы обошли проблемы, которые обсуждали на собеседовании. Если у вас будут дополнительные вопросы, всегда рад на них ответить».
Приложите к письму подробное портфолио, ссылки на интервью и сертификаты, забытые детали из опыта — то, что повысит ваш рейтинг как кандидата.
2. Забыли задать важный вопрос
Подготовка к интервью включает в себя подробный список вопросов, которые нужно задать работодателю. Работу выбирают не на один день, поэтому заранее подготовьте важные для себя вопросы о компании и должности. Если один из вопросов вылетел из головы, задайте его в письме.
Когда значительная часть вознаграждения в компании состоит из премий и других бонусов, уточнить условия премирования просто необходимо, чтобы сделать выбор в пользу того или иного работодателя. Уточните, как обстоят дела с больничными и отпусками, какая длительность испытательного срока на этой позиции.
Письменный ответ помогает закрепить договоренности. Если на собеседовании назвали расплывчатые сроки выхода на работу, в письме можно их уточнить. В дальнейшем это поможет, если вдруг при трудоустройстве обещания не совпадут с реальностью.
3. Родились идеи, которые могут быть полезны компании
Собеседования бывают разными: одни похожи на сделку купли-продажи, вторые — на экзамен, третьи — на разговор коллег о профессии. В последнем случае мнение соискателя компания ценит как мнение профессионала и с удовольствием выслушает его идеи насчет работы или проекта.
Предложите в конце собеседования направить по почте книги и курсы, которые вы упоминали, или показать в цифрах результаты проекта, о котором шла речь. Никто не любит непрошеных советов, поэтому прежде, чем засыпать работодателя идеями, поинтересуйтесь, действительно ли они интересны.
В мотивационном письме можно переосмыслить тестовое задание, если его отправили до собеседования, а во время интервью узнали новые факты и условия. Еще одно преимущество фоллоуапа — в нем можно уточнить, когда именно ждать ответа. И написать еще раз, если в положенный срок не узнал результата.
Мнение работодателя
Нина Леонидис, HR-специалист: «Фоллоуап-письма пришли к нам с Запада, где принято трепетно относиться друг к другу даже на уровне общения работодатель — соискатель. В российских реалиях, к сожалению, все еще можно столкнуться с неодобрительным и пренебрежительным отношением при трудоустройстве. В связи с этим, думаю, прививать другую культуру общения необходимо, и написание писем после встреч — это очень хорошая практика.
Другой вопрос в том, какова цель этой практики применительно к собеседованиям. Если цель — не забыть о сложных договоренностях, дополнительных тестовых заданиях для кандидата или особых условиях работы, то это действительно хорошо зафиксировать. Когда соискатель слышит фразу «мы вам перезвоним», похоже, он имеет дело с компанией, которая пытается снять с себя ответственность за исход встречи. Практика фоллоуапа заставляет работодателя взять на себя ответственность.
Но это будет лишним на низкогрейдовых, стажерских вакансиях. На такие позиции у рекрутеров может быть огромное количество кандидатов, и еще одна переписка только отнимает время. На «взрослых», серьезных вакансиях фоллоуапы, напротив, будут как нельзя кстати и могут поспособствовать трудоустройству».
19.10.2017
Источник: https://hh.ru