Сегодня труд специалистов, работающих вне офиса (при этом специалист может находиться даже в другом городе или за границей), использует почти треть работодателей – 32%, при этом 22% из них оформляют таких работников в штат компании по трудовому договору, еще у 10% есть удаленные сотрудники, работающие на аутсорсинге.
Впрочем, это вовсе не означает, что каждый третий специалист в России трудится удаленно. Судя по комментариям опрошенных, дистанционная работа – это далеко не массовое явление. Зачастую работодатели идут на уступки работникам, используя возможность удаленной работы как дополнительное средство мотивации, или спасаются от кадрового голода, привлекая региональных специалистов к дистанционным проектам в столичных компаниях (например, в сфере программирования). Обстоятельства могут быть разными: кто-то переводит в удаленный режим сотрудников, зарекомендовавших себя в офисе, кто-то изначально подбирает персонал, готовый работать из дома.
«Это люди, которых мы хорошо знаем и которым можем полностью доверять. Они оформлены в штат компании»; «Наша сотрудница недавно ушла в декрет, удаленно выполняет определенные задачи», - комментируют представители компаний.
Вопреки распространенному мнению, сфера деятельности тех, кто предпочитает домашний уют офисной суете, вовсе не ограничивается склейкой конвертов и обзвоном клиентов. По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, чаще всего удаленные сотрудники выполняют работу в области IT (24%), продаж (18%), финансов и бухгалтерии (11%), а также рекрутинга (10%) и дизайна (9%). «IT-разработка, программирование»; «Системное администрирование»; «Территориальные менеджеры по продажам»; «Расчет заработной платы»; «Дизайн макетов» - вот лишь некоторые примеры, приведенные в комментариях.
Реже удаленные работники задействованы в маркетинге, юриспруденции и проектировании (по 4%), а также в редактировании, верстке, переводах, рекламе, закупках и телефонном консультировании (по 2%). В другие сферы удаленных работников привлекают 22% работодателей: «Сертификация систем менеджмента»; «Журналистика»; «Организация отгрузки, таможенное оформление»; «Сметное дело»; «Специалисты по сбору просроченной задолженности».
63% российских работодателей пока не пользуются услугами удаленных работников. Главный аргумент противников такой организации труда – невозможность постоянного контроля над удаленными сотрудниками, а значит, вероятность того, что они будут работать вполсилы.
Лучше или хуже коллег в офисе работают удаленные сотрудники? Ответ на этот вопрос сильно зависит от опыта конкретного работодателя: как правило, те из них, кто уже имел дело с «удаленщиками», чаще дают положительную оценку их труду. Так, 31% менеджеров по персоналу уверен, что работающие дома выполняют свои обязанности хуже, однако среди тех, кто уже имеет в штате или на аутсорсинге удаленных работников, этот показатель меньше – по 28%. «Они не видят ситуацию, на которую пытаются повлиять»; «Контролировать удаленных работников на трудовом договоре сложно, а бесконтрольность расслабляет. Другое дело, когда оплата идет по результату после подписания акта выполненных работ», - комментируют опрошенные.
Четверть работодателей (24%) не видит разницы между работой офисных и удаленных сотрудников – по их мнению, эффективность их труда примерно одинакова: «Качество работы зависит от уровня самоорганизации, а не от места работы»; «Все дело в мотивации человека». Это мнение заметно чаще разделяют те, у кого удаленные работники уже есть в штате (36%) или на аутсорсинге (33%).
Еще 10% менеджеров по персоналу убеждены, что дома работники показывают даже лучшие результаты, чем в офисе, ведь «их никто не отвлекает от работы» и «как правило, они ориентированы на результат». Интересно, что среди тех, кто использует труд «удаленщиков» на аутсорсинге, такое мнение распространено гораздо шире – 17%.
Затруднились оценить, какие специалисты работают лучше – офисные или «домашние», 35% работодателей.
Конечно, дома и стены помогают, однако за этот комфорт удаленные работники нередко расплачиваются карьерными возможностями. Большинство работодателей (72%) признает, что «удаленщики» имеют меньше шансов на продвижение по службе, чем их офисные коллеги. Главная причина – недостаток коммуникации удаленного работника с другими членами команды, а нередко еще и узкий участок работы. «Работая в офисе, можно проявить себя больше, чем работая дома (пусть даже очень результативно)»; «У удаленных работников ограниченное поле деятельности – чаще всего это конкретная задача», - объясняют респонденты.
14% работодателей убеждены, что у удаленных работников столько же шансов на повышение, сколько и у всех остальных, причем среди тех, кто уже имеет в штате таких специалистов, этот показатель намного выше (29%). «Если продвижение зависит от результата работы, то шансов столько же. Если от иных причин, тогда важно и мелькать перед начальством»; «Если есть результат работы, то одинаково!» - комментируют они.
И лишь 2% менеджеров по персоналу считают, что у тех, кто работает дома, больше шансов подняться по карьерной лестнице, еще 12% респондентов затруднились ответить.
Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 225
Время проведения: 12-26 октября 2012 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 5000 респондентов
Вопрос:
«Есть ли в вашей компании сотрудники, которые работают удаленно (дома), но не фрилансеры?» (у респондентов была возможность выбрать до 2-х вариантов ответов)
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Да, есть удаленные сотрудники, оформленные в штат компании | 22% | |
Да, есть удаленные сотрудники, работающие на аутсорсинге | 10% | |
Нет | 63% | |
Затрудняюсь ответить | 7% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Да, есть удаленные сотрудники, оформленные в штат компании» - 22%
«Мало хорошего».
«Наша сотрудница недавно ушла в декрет, удаленно выполняет определенные задачи».
«Редактор, который пишет статьи для нашего электронного издания, находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет».
«Это программисты 1С – люди, которые не один год проработали в офисе, которых мы хорошо знаем и которым можем полностью доверять. Они оформлены в штат компании, но переехали в другой город. С незнакомыми специалистами (фрилансерами и т.п.), как правило, в таком режиме не сотрудничаем».
«Таким сотрудником является системный администратор. Но компанию это не устраивает, и мы ищем сотрудника в офис на полный рабочий день».
«Да, есть удаленные сотрудники, работающие на аутсорсинге» - 10%
«Среди удаленных сотрудников дизайнеры, программисты и бухгалтерия».
«У меня удаленно работает проектировщик, работа сдельная, периодически привлекаю».
«Нет» - 63%
«Возможно, когда поставим специальное программное обеспечение для корпоративных коммуникаций, кто-то будет работать из дома».
«Но сотрудники функциональной службы на домашних компьютерах подключены по принципу мобильного офиса».
Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 12-26 октября 2012 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, в которых работают удаленные сотрудники
Размер выборки: 300 респондентов
Вопрос:
«Работу в какой области выполняют в вашей компании удаленные сотрудники?»
Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность указать необходимое количество вариантов ответа):
Ответы респондентов | Кол-во респондентов |
Сфера IT | 24% |
Продажи | 18% |
Финансы, бухгалтерия | 11% |
Кадры, рекрутинг | 10% |
Дизайн | 9% |
Маркетинг | 4% |
Юриспруденция | 4% |
Проектирование | 4% |
Верстка | 2% |
Редактирование | 2% |
Переводы | 2% |
Закупки | 2% |
Реклама | 2% |
Диспетчеры, консультанты на телефоне | 2% |
Другое | 22% |
Затрудняюсь ответить | 10% |
Некоторые комментарии респондентов:
«Сфера IT» - 24%
«IT-разработка, программирование».
«Web-мастер».
«В области программирования».
«В основном аутсорсеры на проекте по SAP-программированию, разработка в сфере ИТ».
«Программирование, аналитика 1С».
«Системное администрирование».
«Продажи» - 18%
«В сфере продаж (торговые представители)».
«Менеджер по продажам».
«Продажа светотехнической и кабельно-проводниковой продукции».
«Прямые продажи».
«Работа по продаже баннерной рекламы на нашем интернет-ресурсе».
«Региональные продажи».
«Территориальные менеджеры по продажам».
«Торговые представители в Подмосковье приезжают в московский офис один раз в неделю, остальное время работают на территории, доступ к программе 1С делаем удаленно».
«Удаленный торговый представитель».
«Финансы, бухгалтерия» - 11%
«Бухгалтерия».
«Выставление счетов, оформление договоров, расчет заказов».
«Расчет заработной платы».
«Финансовая».
«Кадры, рекрутинг» - 10%
«Кадровый аудит».
«Подбор персонала».
«Поиск кадров».
«Поиск резюме на вакансии, телефонные интервью с кандидатами, внесение информации в базу данных».
«Поиск тайных покупателей».
«Рекрутер».
«Дизайн» - 9%
«Дизайн макетов».
«Дизайнеры».
«Маркетинг» - 4%
«Маркетинг, работа с корпоративными клиентами».
«Продвижение наших услуг в интернете…»
«Юриспруденция» - 4%
«Экспертиза по документам».
«Юриспруденция».
«Проектирование» - 4%
«Конструкторская».
«Проектирование».
Источник: http://www.superjob.ru