В настоящий момент ситуация в Российском государственном образовании и как следствие на рынке труда становится все более удручающей. Стабильный рост ВВП в России приводит к увеличению спроса на трудовые ресурсы. Уже сейчас некоторые вакансии непросто закрыть, например: менеджер по продажам, торговый агент, квалифицированные рабочие (токари, фрезеровщики, слесари). Именно эти вакансии являются индикатором глобальных изменений на рынке труда. Начиная с 2004 года, на рынок труда выходит все меньше и меньше молодых специалистов. Страна входит в демографический кризис. В таблице представлены данные о численности населения РФ в возрасте от 15 -29 лет (молодые специалисты) по данным РОССТАТА в период с 2000 по 2022 годы, количество молодых специалистов указано в миллионах человек. Изучая полученные данные, мы видим перспективу снижения трудоспособного населения практически в два раза по отношению к 2004 году.
Для каждой компании, заинтересованной в дальнейшем развитии, становится актуальным вопрос о поиске и удержании новых сотрудников. Для решения этого вопроса уже сейчас компаниям следует задуматься о концепции создания привлекательного HR бренда для получения преимуществ перед конкурентами.
До последнего времени многие организации рассчитывали на выпускников ВУЗов РФ, особенно это характерно для технологичного и инновационного бизнеса. НО в последние годы образование теряет свою привлекательность. Для юношей и девушек становится понятным, что образование не гарантирует трудоустройство; высшее образование не может подготовить к решению практических бизнес задач. Попасть на бюджетную форму обучения невозможно, а платить за образование, которое не дает никаких гарантий бессмысленно.
Вот статистические данные по выпуску студентов очного обучения государственными (муниципальными) учреждениями высшего профессионального образования, прогноз РОССТАТ России. Как можно понять их графика, популярность высшего образования начала падать уже с 2004 года и снижается вот уже восемь лет. По прогнозам РОССТАТа, количество выпускников ВУЗов снизится на 30% по сравнению с 2000 годами. Эта ситуация в прогнозе зависит от количества молодых людей в стране. Глядя на перспективный прогноз можно предположить, что количество выпускников становится критически малым в ближайшей перспективе.
Уже сейчас многие крупные компании федерального масштаба пришли к созданию собственных корпоративных университетов, а также к внедрению систем внутренней подготовки кадров. Это естественный ход событий ввиду перспектив на рынке молодых специалистов. Недостаточно только создавать положительный имидж, но также необходимо создавать специалистов внутри компании. Для этой цели необходимо создание программы подготовки новых сотрудников. Привлечение внешних провайдеров образовательных программ, а также внедрение современной модели наставничества для организации эффективной передачи опыта новым кадрам.
Общие выводы по полученным данным. Страна входит в совершенно нетипичную ситуацию на рынке труда. По прогнозам на ближайшие 20 лет количество квалифицированных кадров, в первую очередь с высшим образованием, на которые привыкли опираться крупные компании, резко снижается. Вероятно, множество компаний будут вынуждены переходить на обучение сотрудников собственными силами или привлекать тренинговые компании с проверенным резюме. Также в ближайшие годы на рынке труда возникнет высокая конкуренция. Уже в настоящий момент количество вакансий на должность менеджера по продажам на портале SuperJob не превысила в течение года 2,1 резюме на одну вакансию, что является беспрецедентно низким показателем за все время работы портала. Подобные условия выводят деятельность HR службы в организации на более высокий уровень.
Источник: http://www.master-class.spb.ru